Вторник – пятница: 10.00 – 18.00
Суббота:                   10.00 – 18.00
Перерыв:                  13.00  14.00
Воскресенье:           выходной
Понедельник:           выходной

меню

Материалы

          Международный (Всемирный) день танца (International (World) Dance Day) отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера (Jean-Georges Noverre), реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».

                          История танца. Жан-Жор Новерр: биография.

    29 апреля 1727 года в Париже родился Жан-Жор Новерр (Noverre, Jean-George) – французский артист, балетмейстер, теоретик и реформатор балета. Он был учеником балетмейстера Луи Дюпре, дебютировал в качестве танцовщика в 1743.

          Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) как танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, объединённый единым действием или настроением. Затем во Франции расцветает придворный балет – пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры – комедия-балет, опера-балет, для которых специально пишется музыка, делаются попытки её драматизировать.

         Во времена Новерра балет входил в состав оперы – хореограф пришел к мысли о создании независимого танцевального спектакля с серьезной тематикой, развивающимся действием и действенными характеристиками. В своем манифесте нового искусства Новерр писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы». Новерр был решительно против чаконы – сценического танца, использовавшегося в старинных операх и балетах: «Композиторы, в большинстве своем, все еще, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией «пробегала» м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…»,- писал хореограф.

          Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима. До половины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках. В это время сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Новерр впервые ввел пантомиму в своем балете “Medеe et Jason”. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. Для старинной пантомимы Новерр брал весьма сложные сюжеты; напр. сюжет “Семирамиды” Вольтера. Подобного рода пантомимы имели до 5 актов.
         Разработанные Новерром принципы героического балета и балета-трагедии, воплощаемых средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника, были впервые высказаны в работе 1759 года «Письма о танце и балетах». В России этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803–1804.

         Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. К штудгартским премьерам (с 1762) музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, в Вене (1767–1776) сотрудниками хореографа были композиторы К.В.Глюк, Й.Старцер, Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре “Друри-Лейн”. Наиболее значительные постановки Новерра – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Основываясь на эстетике французских просветителей – Вольтера, Дидро, Руссо – он создал спектакли, содержание которых раскрывается в драматически выразительных пластических образах.

         Умер Новерр в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810. Реформы создателя действенного балета (ballet d’action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета. Главные идеи Новерра – взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц – не потеряли значения и в наши дни. Новерра называют «отцом современного балета». День его рождения по решению ЮНЕСКО с 1982 года объявлен Международным днем танца.

         29 апреля, начиная с 1992 года, в Москве происходит награждение призом, который по праву считается балетным «Оскаром» – это «Бенуа де ля данс». Приз «Бенуа де ля данс» был учрежден в 1991 году в Москве Международным союзом деятелей хореографии. И в том же году был принят под патронат ЮНЕСКО. Церемония вручения приза проходила не только в Москве, но и в Париже, Варшаве, Берлине, Штутгарде. «Балетный Бенуа» ежегодно присуждается за наиболее талантливые работы в области хореографии. Приз представляет собой статуэтку – стилизованная танцующая пара – работы скульптора Игоря Устинова, потомка рода Бенуа (отсюда – и название приза). Среди обладателей самой престижной премии в области танца – знаменитые артисты и балетмейстеры. Победителей года определяет международное жюри. «Бенуа де ля Данс» перестал быть достоянием только России, приобретя мировую известность и статус фестиваля.
        
Также традиционно каждый год к общественности обращается один из известнейших представителей мировой хореографии. В разные годы от России выступали Юрий Григорович и Майя Плисецкая, Роберт Джофри, как представитель США, Стефан Пейдж из Австралии, Лин Хвай-мин из Тайваня, Хулио Бокка из Аргентины и даже король Комбоджи Нородом Сиамони. Но какую страну не представляли бы известнейшие танцоры, все они в своих посланиях говорят о своей любви к данной форме искусства и о возможностях танца отображать состояние души через движения тела.

         В 2014 году с посланием к международному дню танца обратился французский хореограф Мурад Мерзуки, сумевший в своих постановках объединить брейковые трюкачества хип-хопа с акробатикой современного танца и вынести получившееся сочетание на балетную сцену. В его обращении звучали слова искренней любви к танцу, признательность данному виду искусства за способность познать этот мир во всей его красоте, гордость за причастность к миру искусства, облаченному в форму танца, а также сочувствие, сопереживание и желание помочь людям, лишенных по какой-либо причине возможности выразить себя в танце.                                           
                          
      

Этапы развития танца. Средневековье.

       Аллеманда – означает немецкий, плавный танец в умеренном движении. Известен с XVI века. Получил распространение на придворных балах.
     Бранль – в переводе с французского означает качание, хоровод. Танец народного происхождения. В XV-XVI веках стал аристократическим, придворным.
           Бурре - французский хороводный танец оживлённого четырёхдольного движения. Название говорит о том, как утаптывают ногами вязанку хвороста. Подвижный, придворный танец, который был народным.                                                

Эпоха Возрождения.

         Павана –  торжественный бальный танец, распространённый в Европе XVI веке. Темп медленный.

         Гальярда  –  танец в быстром движении, который танцевали сразу после медленной паваны.

      Куранта – в переводе с французского текущий, бегущий. Французский придворный плавный танец-шествие. Распространился в Европе.

        Менуэт - старинный народный французский танец, с середины XVII века - бальный. Распространился в Европе. До появления вальса считался королём бальных танцев. Танцевался с галантными поклонами и реверансами. В годы правления короля Людовика XIV менуэт стали танцевать при дворе. Музыка была торжественной, медленной, и сам танец исполнялся в замедленном темпе. Большое значение имело положение рук, головы, выражения лица. Было много поклонов и реверансов. Менуэт не дошёл до наших дней, но его можно увидеть в балетных композициях.

        Сарабанда – старинный испанский народный танец. В XVII-XVIII веках распространился в Западной Европе как бальный танец.

        Экосез – в переводе с французского значит «шотландский». Появился на балах в конце XVII века.

XVIII век.

     Гавот – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный. Музыка гавота – светлая, изящная иногда с торжественным оттенком. Известен с ХVI века. В XVII веке стал придворным танцем, грациозным и немного жеманным. Со временем вводится в балет и оперу.

          Жига - когда-то был матросским танцем, быстрым и стремительным. На балах появился в XVII-XVIII веках.

        Полонез – бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным танцем во Франции и в других странах. Один из самых больших долгожителей среди танцев. В Польше есть красивый обычай – любое значимое событие, будь то национальные праздники, школьный выпускной бал или международная встреча по футболу, открывать торжественным шествием танцевальных пар. Такое шествие называлось полонезом. Пары держат себя горделиво, подтянуты, шаг мягкий, скользящий. Музыка звучит удивительная. На третьей четверти каждого такта танцующие мягко приседают. Всё это настраивает на праздничную волну, глаза радуются красивому зрелищу, душа вторит музыке. Полонез, как танец, остался в прошлом, но в функции торжественного шествия, открывающего праздники, сохранился и до наших дней. Двигаться в ритме полонеза умеют практически все.

         Контрданс – по происхождению он английский сельский танец.

        Кадриль - народный массовый и бальный танец XIX в., подвижный, муз. размер 2/4, относится к контрдансам. Родиной этого танца считается Англия, из которой он в начале XVIII в. попал во Францию. Своим распространением и популярностью кадриль обязана Парижу. Французы изменили танец по своему вкусу, не забыв прибавить слово «французская».

        Болеро – испанский танец горделивого характера.

XIX век.

       Галоп – весёлый танец в вприпрыжку, танец XIX века, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4, характерны острые, пунктирные ритмы.

Появился на парижских балах.

         Мазурка – польский народный танец. Блистал на балах в XIX веке и даже в XX веке.

Стремительный и зажигательный танец.

         Кадриль переводится как "четыре". Танцующие располагаются квадратом. Народный и бальный, подвижный парный танец.

      Полька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

         Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.
         В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

       Вальс – бальный танец. Вальс – король танцев. В недалёком прошлом его танцевал весь мир. Это был главный танец на танцевальных вечерах. К сожалению, большинство современных подростков не умеют танцевать вальс. Но от этого он хуже не становится.

         Вальсы писали многие композиторы: Моцарт, Шопен, Глинка, Чайковский. А Иоганн Штраус сочинил 447 вальсов! Недаром его называют «королём вальсов». Родился вальс в Европе. Сначала его танцевали простые люди в сёлах. Кавалер, обняв даму за талию, кружил её под музыку. В разных странах танец назывался по-разному. В Австрии - лендлер, во Франции - вольта. Во времена Людовика ХІІІ вольта была запрещена, как слишком «смелый» танец. Но никакие запреты не подействовали. Танец распространялся везде. В ХVІІІ веке вальс танцует вся Европа. Вальс, проживший века, но навсегда оставшийся юным и блистательным. Это один из немногих блистательных танцев, который почти целое столетие удерживал первенство во всех танцевальных залах мира. Лишь в ХХ веке ему стали составлять конкуренцию танго и фокстрот. Но именно вальс называют танцем влюблённых.

         На балетной сцене живут хореографические композиции «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Вальсы из оперы «Война и мир», «Евгений Онегин». Наш вечный вальс. Потому что вальс – это вальс.

          Котильон - бальный танец сходный с контрдансом.

       Подеспань - был когда-то очень популярный в России. Название переводится как «испанский танец». Содержит в себе вальсирующие движения. Появление танца в конце ХІХ века было воспринято весьма доброжелательно, его живые фигуры принесли определённую свежесть на танцевальные площадки.

XIX - начало XX века.

    Танго – современный, бальный танец. Известны "цыганское танго", "андалусийское танго", креольское танго" и популярное " аргентинское танго", распространившееся в 1910-х годах во всём мире как салонный и эстрадный танец.

        Краковяк – это польский народный танец

        Тустеп – американский бальный танец. Распространился во многих странах в 1920-х годах.

XX – XXI век.

      Вальс-бостон - в названии упомянут американский город Бостон. Но мода на этот танец утвердилась в Англии и поэтому его называют английским вальсом.

         Фокстрот - в переводе с английского «лисий шаг», но этот танец считается американским.
    К лисе он никакого отношения не имеет, а назван так по имени Гарри Фокса, который его придумал.  

         Быстрый фокстрот называется квикстеп, медленный слоуфокс.

        Шимми – любимый танец 20-х годов.

        Чарлстон – американский бальный танец. Распространился во многих странах в начале 20-х годов.

        Би-поп – танец и джазовая музыка.

        Блюз – название произошло от песен американских негров, медленный и меланхоличный.
        Буги-вуги – джазовый вольный спортивный танец.

        Рок-н-ролл – в переводе означает «катиться» и «качаться». Танец с элементами акробатики популярен с 50-х годов.

       Румба – острый по ритму танец кубинского происхождения. Попал в танцзалы в 30-е года.

       Самба – энергичный танец родом из Бразилии.

       Пасодобль – танец пришёл из Латинской Америки. Движения подражают поведению горного тореадора.

       Твист – в переводе с английского означает «скручивание». Танцующие старательно работают ногами.

       Шейк – модный танец 60-х годов. В переводе с английского означает «трястись».
       Брейк-данс – модный танец 80-х годов с дёргающимися движениями. В переводе с английского «ломаться».

       Меренга – популярный танец в XXI веке, простой в исполнении, передающий атмосферу весёлого, тропического праздника.

       Сальса – латиноамериканский танец.

     Мамбо – название этого танца приписывают колдунам, которые погружали человека в гипнотический сон. Появился танец в 1945 году.

         На сегодняшний день занимаются танцами огромное количество людей.
         Практически в каждом городе существуют школы, кружки и курсы  по различным видам танца, начиная с классического бального и заканчивая невероятным брейк-дансом и тектоником. Разнообразие танцевальных стилей очень велико.

         В этот день 29 апреля забросьте все ваши повседневные дела хотя бы на пару минут и окунитесь с головой в танец. Неважно, какой он будет, быстрый хип-хоп или медленный вальс, горячая румба или страстное танго.

         Просто танцуйте. Двигайте телом в такт музыки, следуйте вашим желаниям. Подъем настроения вам гарантирован!

                        Библиотекарь ЦОД ЦГБ МБУ Курильская ЦБС, Редько О.А.

   

SNOBebllogoRDKKurilskiiRaion