Вторник – пятница: 10.00 – 18.00
Суббота:                   10.00 – 18.00
Перерыв:                  13.00  14.00
Воскресенье:           выходной
Понедельник:           выходной

меню

Материалы

        Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 год — Александровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. 

          Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству. 

         Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.

      Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Неёловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. 

Лицейские директора и педагоги. 

Первым директором Лицея стал В. Ф. Малиновский (1811—1814). После его смерти директором был назначен Е. А. Энгельгардт (1816—1823). 

Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов, были: 

А. П. Куницын, 1782—1840 (нравственные и политические науки);

Н. Ф. Кошанский, 1781—1831 (эстетика, российская и латинская словесность);

Я. И. Карцов, 1785—1836 (физические и математические науки);

Л. В. Теппер де Фергюсон, 1768 — после 1824 (музыка и хоровое пение)

А. И. Галич, 1783—1848 (русская словесность);

Ф. Б. Эльснер, 1771—1832 (военные науки);

Д. И. де Будри (настоящая фамилия — Марат), 1756—1821 (французская словесность);
С. Г. Чириков, 1776—1853 (изящные искусства).
 

В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали: 

Бакунин Александр Павлович (1799—1862);

Броглио Сильверий Францевич (1799 — между 1822 и 1825 годами);

Вольховский Владимир Дмитриевич (1798—1841);

Горчаков Александр Михайлович (1798—1883);

Гревениц Павел Фёдорович (1798—1847);

Гурьев Константин Васильевич (1800—1833), исключён из Лицея в 1813 году;

Данзас Константин Карлович (1801—1870);

Дельвиг Антон Антонович (1798—1831);

Есаков Семён Семёнович (1798—1831);

Илличевский Алексей Демьянович (1798—1837);

Комовский Сергей Дмитриевич (1798—1880);

Корнилов Александр Алексеевич (1801—1856);

Корсаков Николай Александрович (1800—1820);

Корф Модест Андреевич (1800—1876);

Костенский Константин Дмитриевич (1797—1830);

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797—1846);

Ломоносов Сергей Григорьевич (1799—1857);

Малиновский Иван Васильевич (1796—1873);

Мартынов Аркадий Иванович (1801—1850);

Маслов Дмитрий Николаевич (1799—1856);

Матюшкин Фёдор Фёдорович (1799—1872);

Мясоедов Павел Николаевич (1799—1868);

Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837);

Пущин Иван Иванович (1798—1859);

Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817);

Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830);

Стевен Фёдор Христианович (1797—1851);

Тырков Александр Дмитриевич (1799—1843);

Юдин, Павел Михайлович (1798—1852);

Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868). 

Другие знаменитые выпускники: 

Ахшарумов Владимир Дмитриевич (1824—1911) — русский поэт;

Замятнин Дмитрий Николаевич (1805—1881) — министр юстиции России (1862—1867);

Кайданов Николай Иванович (ум. 1894) — начальник архива департамента таможенных сборов, известный архивист;

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889) — писатель. 

6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским. 

Здание Александровского лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 1902—1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья. 

Пушкинский музей. 

Несмотря на то, что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские даты, такие как 19 октября — день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 

19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (бюст работы Шредера в настоящее время выставлен перед Пушкинским Домом). 

Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском лицее его воспитанниками.

29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. 

В 1925 году многие бывшие воспитанники лицея были репрессированы. Библио-тека Царскосельского лицея в советское время была передана в созданный в 1920 году Уральский государственный университет и в дальнейшем разделена между выделенными из него институтами. 

К своим культурным истокам Императорский Александровский лицей вернулся по воле судьбы в 1974 году, когда в первом здании учебного заведения, что в Царском селе, (ныне город Пушкин) открылся музей. Сегодня учреждение это – своего рода «машина времени», очутившись в которой, можно перенестись на десятки лет назад, в прошлое, увидеть своими глазами, как жили воспитанники, окунуться в атмосферу пушкинской эпохи. 

Современные лицеи, по мнению многих граждан нашей страны – обычные образовательные учреждения, не имеющие существенных отличий от ПТУ. Ведь красивое название само по себе ничего не дает – уж тем более не влияет на качество и уровень преподавания. Это в большинстве случаев действительно так. Хотя изначально создание лицеев на старте XX века ставило определенные цели, в частности, осуществление творческого партнерства учителя и учащегося, пропаганда и утверждение моральных и общечеловеческих ценностей. Давайте пожелаем лицеистам, чтобы процесс обучения был плодотворным, соответствуя выше перечисленным тезисам. Как не крути, а молодежь – будущее страны!                         
                            
Библиотекарь ЦОД ЦГБ МБУ Курильская ЦБС, Редько О.А.

 

   

SNOBebllogoRDKKurilskiiRaion