Вторник – пятница: 10.00 – 18.00
Суббота:                   10.00 – 18.00
Перерыв:                  13.00  14.00
Воскресенье:           выходной
Понедельник:           выходной

меню

Материалы

      Зрение – это, без сомнения, важнейшее из чувств человека. Именно оно позволяет получать образы, картины из внешнего мира, которые человек осмысливает и затем может вспомнить или воспроизвести. Лишённый зрения человек не имеет того, к чему здоровые люди уже давно привыкли и даже не понимают, каким даром обладают. Он не может видеть небеса и солнечный свет, зеленеющие деревья и цветущие луга. И хотя у слепых людей обостряются все остальные чувства (слух, обоняние, осязание), они всё равно не могут компенсировать потерю зрения.

    История этой международной даты берет своё начало в XVIII веке. Отправной точкой в истории праздника стало написание «Письма о незрячих в наставление зрячим», автор которого, известный французский публицист Д. Дидро, угодил в тюрьму на три месяца. Но цель, преследуемая им при написании этого труда, была достигнута – просвещённые французы заинтересовались жизнью людей, потерявших зрение частично или полностью.

    Видным деятелем движения в поддержку незрячих стал молодой педагог Валентин Гаюи, который в придачу к душевной доброте обладал ещё и недюжинными организаторскими способностями. Являясь добрым по своей природе человеком, он принимал участие в общественных благотворительных мероприятиях, помогал обучать глухонемых в специальной школе. Времена в то время были жестоки, и нередко на парижских ярмарках можно было увидеть, как для увеселения толпы хозяева балаганов использовали незрячих людей. Молодой Валентин был поражён жестокостью этих забав, и решил провести свою жизнь помогая и всячески поддерживая незрячих людей. В 1874 году он начинает заниматься с нищим слепым мальчиком Франсуа Лезюэром. Вначале они просто беседовали, затем Валентин Гаюи позаботился о том, чтобы ознакомить молодого человека с письменностью, для чего писал особым способом, при котором ученик мог различать буквы осязанием. В 1784 году Гаюи на свои средства открывает первую в мире школу для незрячих. Учащихся набирает и приводит в учебное заведение первый ученик Валентина - Франсуа. Школа приобрела широкую известность во всём Париже, и горожане помогали заведению своими пожертвованиями. Затем Валентин Гаюи с учениками попадает на приём к королю Людовику XVI, после которого правитель Франции даёт учебному заведению название «Королевская школа слепых». В 1785 году французская Академия Наук ознакомилась с деятельностью Гаюи по воспитанию и обучению слепых, и признала его опыт бесценным. При содействии французских учёных были разработаны первые книги для слепых, напечатанные выпуклым шрифтом. Такие печатные издания были очень дороги, и их было сложно найти. Но, читая их, слепые люди заинтересовывались познанием мира и проявляли интерес к письму. Книги Королевской школы слепых стали прообразом знаменитой азбуки Брайля.

    Деятельностью Валентина Гаюи заинтересовался тогдашний российский Император Александр I. В 1803 году он предложил Валентину создать подобное заведение в России, в Санкт-Петербурге. Валентин Гаюи принял предложение в 1806 году и приехал в Петербург. Однако, когда всё уже было готово к открытию школы, возникла проблема: Министерство просвещения Российской империи не смогло подобрать учащихся – по их мнению, в России слепых детей не было. Валентин сам взялся за дело и своими силами разыскал учеников. Поначалу он содержал школу и учащихся за свой счёт, а год спустя Александр I издал указ о переводе школы на государственное обеспечение. Учебное заведе-ние начало функционировать, учащиеся хотели получить знания, хотя финанси-рование было довольно скудным.

    Когда Валентину Гаюи исполнилось 70 лет, он стал подумывать об отъезде на родину. Он провёл еще два года в России, приводя в порядок все дела в школе, и стал готовиться к возвращению. Император не стал чинить ему препятствий, а за ту работу, которую француз проделал для слепых, наградил его Орденом Свя-того Владимира IV степени.

    Цель этого мероприятия – напомнить населению планеты о тех людях, кото-рые навсегда лишены такой радости, как видеть окружающий мир.

    В России проблемами людей, лишенных зрения занимается Всероссийское общество слепых. С его помощью инвалиды по зрению получают возможность учиться, приобретать профессии, трудиться, общаться и полноценно отдыхать.

    В России более 275 тыс. слепых и слабовидящих, каждый второй россиянин имеет проблемы со зрением. Специалисты ВОЗ полагают, что если не будут приняты срочные меры, то к 2020 году число незрячих людей в мире удвоится. Между тем, до 75 % всех случаев слепоты у взрослых людей можно предотвратить с помощью профилактики и лечения.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире более 161 миллиона человек страдает нарушениями зрения; из них 124 миллиона имеют пониженное зрение, а 37 миллионов полностью слепы. Еще 153 миллиона человек страдает нарушениями зрения, связанными с неисправленными аномалиями рефракции глаза (такими как близорукость, дальнозоркость или астигматизм). По оценкам ВОЗ 1,4 миллиона детей в возрасте до 15 лет являются слепыми. Каждую секунду в мире по разным причинам слепнет один ребенок, а каждые пять секунд – взрослый, причем женщины теряют зрение чаще мужчин.

    Жизнь для незрячего очень сложна и полна дополнительными затруднениями. Нам стоит помнить об этом каждый день, как и обо всех тех людях, которым не так просто жить в этом мире, как нам. Именно потому в Международный День Слепых, чтобы не случилось, давайте не будем  забывать о других, кому повезло меньше, чем нам. Пожелаем им здоровья, счастья, мира, благополучия, успехов, добра и любви!

Библиотекарь ЦОД ЦГБ МБУ Курильская ЦБС, Редько О.А.

   

SNOBebllogoRDKKurilskiiRaion