ПН-ПНТ: 9:00 -- 19:00,  СБ:10:00 -- 17:00,  ВС ВЫХОДНОЙ 
меню

Материалы

   Комплектование следственного аппарата в Министерство внутренних дел шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.
   Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне обоснованным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразная структура, эффективные стиль и методы работы.
   История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.
   В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных изменений.
   Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.
   Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, которое давало право прокурорам поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.
   Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.
   Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был окончен.
   В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.
   1963-1965 годы - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоёмких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.
   1965-1978 годы - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).
   1978-1986 годы - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.
   1987-1988 годы - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.
   Не потерял свою значимость следственный аппарат Министерства внутренних дел РФ и в наше время. На сегодняшний день он является самой главной карательной рукой государства, которая раскрывает преступления и следит за общественным порядком. Профессия требует знаний норм законодательства. Работа связана с высоким риском для жизни и здоровья. Служащие подвергаются частым стрессам. Следственный аппарат имеет высокий уровень развития. В его организациях работают только самые профессиональные сотрудники, ведь на них возложена вся основная работа данной государственной организации.
   Ключевыми целями профессии являются: приём письменного заявления о совершённом злодеянии, возбуждение уголовного дела, выезд по адресу происшествия для реализации следственных мероприятий (сбор улик, допрос очевидцев), обработка добытой информации непосредственное расследование, предполагающее:
   - определение версий преступления (установление круга подозреваемых, проработка ключевых мотивов);
   - опрос подозреваемых лиц;
   - доказательство выдвинутой версии;
   - организация очной ставки;
   - оформление отчета о проделанной работе.
   Следственные подразделения в Российской Федерации имеются у четырех ведомств. В их числе – прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральные службы безопасности и контроля за оборотом наркотиков.
   В МВД существует Следственный департамент. Он выполняет функции главного подразделения, которое регулирует проведение дел, связанных с нарушением закона.
   Следственные органы МВД контролируют выяснение обстоятельств и виновников дорожно-транспортных происшествий.
   В день работников следственных органов Министерства внутренних дел РФ сотрудники данных структур получают поздравления от лица руководства и представителей органов власти. Устраиваются торжественные мероприятия, праздничные концерты. Заслуженным работникам вручают медали, присваивают внеочередные звания, награждают грамотами и ценными подарками.
                          Библиотекарь I категории ЦОД МБУ Курильская ЦБС, Редько О.А.