ПН-ПНТ: 9:00 -- 19:00,  СБ:10:00 -- 17:00,  ВС ВЫХОДНОЙ 

Маски театра Но.1maski7

          4 июля работники  Курильской городской библиотеки присутствовали на  мастер-классе по изготовлению масок театра Но.

Мастера Отсуки Исао, Комосина Такэтаде и Такахаси Йосихиао  продемонстрировали насколько процесс изготовления долгий, кропотливый, требующий высокого мастерства. Были показаны лишь начальные этапы, т.к весь процесс занимает примерно месяц. Затем курильчанам был показан фильм об актёрах театра Но, и были даны маски для примерки и фотосессии. После подарка директора музея Е.Б.Каирской, Мастера удивили тем, что подарили одну из своих масок. Жители острова и гости были очень довольны итогами прошедшего мероприятия.                                                                    

Историческая справка

         Театр Но возник благодаря богатейшим традициям искусства пения, музыки, танца, развитым в Японии с древнейших времен. Каннами Киёцугу, создатель театра Но, соединил в одно целое элементы «дэнгаку», народных полевых игр, мастерства «сангаку», занесенного из Китая, изящного танца кусэман и подчинил их структуре спектакля. Вначале театр назывался Саругаку-но Но. «Но» - «умение». Умение обезьянничанья. Слово «сангаку» было в свое время переосмыслено и превратилось в «саругаку» - «обезьянье искусство», поначалу включавшее выступление акробатов, фокусников, кукольников и т. п. Но впоследствии название «саругаку» отпало из-за его неблагородного происхождения.

Рождением театра Но считается год 1374. Труппа провинциальных актеров, под руководством Каннами Киёцугу, исполнила «священное саругаку» перед сёгуном Асикага Ёсимицу и снискав его благосклонность, могла рассчитывать на покровительство.

Великий Дзэами Мотокиё, старший сын Каннами, исполнял в спектакле детскую роль.

Маска театра Но, омотэ («поверхность лица»), очень важный элемент в представлениях театра Но. Покрытие маской лица объединяли с преобразованием человека. Считалось, что смотрит маска, а не человек, она передавала духовную власть актеру.

После того, как актер закончил одевать костюм, он оказывается перед зеркалом в кагами но ма (уборная для актеров). Актер долго всматривается в маску, перед тем как надеть её, он объединяется с ней, теперь не существует маски и актера отдельно.

В документах, сохранившихся с периода Момояма, перечислено примерно 60 типов масок, и они составляют большинство масок, используемых сегодня. Почти во всех случаях, нет специфической маски, определяемой для конкретного персонажа. Скорее тип масок, которые используют в каждой пьесе. В конечном счете, многое зависит от ситэ (главный актер), какую маску он выберет из доступных, но соответствующих идее пьесы. Не все амплуа требуют маски, в том числе детские роли (коката), реально живущие мужские персонажи. Но в этом случае лицо актера ничего не выражает, как если бы оно было маской. Такой стиль называют хита-мэн («прямое лицо»).

Цурэ (спутник ситэ) носит маску, так же как ситэ, если изображает женскую роль или сверхъестественное существо. Маска создает образ, обобщенный, но реалистический.

Не совсем известно, как появились маски в театре Но. Считается, что маски, известные сегодня, формы и названия, развивались с середины до последнего этапа эпохи Муромати. Прежде, чем был найден определенный стиль, маски имели ярко выраженный религиозный характер. В указанный промежуток времени появляются маски, олицетворяющие конкретные человеческие категории.

Как полагают, театр уже мог правильно оценить глубину одухотворенной гармонической красоты («югэн» - сокровенный и темный), которая вмещает в себя и прекрасное, и безобразное, и демоническое, но стилизованное, выражающее абсолютные черты.

Актеры должны были скрывать свои «человеческие» выражения, часто и немолодые лица. Второй принцип игры в театре Но, наряду с югэн – сценическая правда «моноварэ»(буквально подражание).

В конце эры Муромати возникает потомственная профессия – мастера маски. С этого времени стилизация маски значительно прогрессировала. Изготовление маски – занятие независимое. Актер и мастер маски не связаны между собой, хотя иногда и актеры создавали маски.

Выражение маски называют «средним выражением», так как трудно определить чувство, выражающееся маской. Актер театра Но может дать выражение эмоции на «лице» маски жестами «тэру» и «кумору». Когда он поднимает лицо немного верх – тэрасу – маска улыбается. Наклоняя лицо – куморасу – он «заставляет» маску плакать. 

maski2

maski3

maski4

maski5

maski6

maski1                                                                              

Соловьёва А.Л.